RSS

История

Вешняки – район в составе Восточного административного округа столицы, расположен на территории старинных поместий Кусково, Вешняково, Владычино, упоминающихся уже в летописях ХIY века и связанных с фамилией Шереметевых.

В 1645 г. боярином Ф.И. Шереметевым в селе Вешняково была построена церковь, ныне представляющая собой красивый шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы. Примечательно, что вся история этих мест с XYI века и до наших дней связана с одной фамилией, с представителями одного рода.

Первым из известных владельцев села Кусково был боярин Василий Андреевич Шереметев, получивший его от Александра Андреевича Пушкина.

В 1715 году первый российский фельдмаршал и кавалер ордена Андрея Первозванного граф Борис Петрович Шереметев приобретает село в собственность у своего младшего брата Владимира, обустраивает в Кусково усадьбу - свою постоянную резиденцию, перевозит коллекцию редкого оружия , собрание портретов русских царей и государственных деятелей.

При его сыне и наследнике - европейски образованном , просвещенном вельможе Петре Борисовиче усадьба приобретает широкую известность как летняя загородная увеселительная резиденция.

Более пятидесяти лет посвятил П.Б. Шереметев созданию блестящего ансамбля по образцу царских загородных резиденций, привлекая не только знаменитых архитекторов и живописцев ( Ю. Кологривов, К. Бланк, А. Фохт, К. Легрен), но и талантливых крепостных мастеров (Ф. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин).

Изысканные образцы усадебной архитектуры, французский парк – единственный уцелевший в Москве подобный образец садового искусства, каскад прудов были превосходными декорациями, где разыгрывались грандиозные театральные праздники: дни рождения владельцев, важные государственные и церковные даты. В дни особенно торжественных приемов усадьба собирала до 25-30 тысяч гостей, сюда стремилась почти вся Москва.

Но главной особенностью Кускова был театр, снискавший себе громкую славу и известность. Певцы, музыканты, актеры и танцовщицы частично приглашались за плату, но в основном воспитывались из своих крестьян, для обучения которых приглашались мастера из-за границы.

В июне 1779 г. состоялся спектакль с участием молодой крепостной актрисы Параши Ковалевой, заявленной в программке как Прасковья Жемчугова. Императрица Екатерина II, не раз бывавшая в Кускове и отмечавшая замечательное искусство шереметевских артистов, наградила актрису за великолепное исполнение бриллиантовым перстнем.

Сергей Дмитриевич Шереметев – внук П.Б. Шереметева и последний владелец Кускова, приложил немало усилий для сохранения созданного предками и спасению от разорения усадеб Кусково, Остафьево, Останкино. Составив описи дворца, в целях официальной передачи накопленных культурных ценностей новым советским организациям, он стремился превратить усадьбу Кусково в музей.

Архитектурно-парковый ансамбль и богатейшие коллекции, собранные владельцами, прославили Кусково как один из крупных центров русской культуры и просвещения. Это послужило основой для создания в 1918 году Музея-усадьбы, в настоящее время имеющего статус Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XYIII в.»

К 1880 году в связи со строительством Рязанского направления железной дороги местность и окрестности Вешняков превращаются в дачные поселки.

Во время Великой Отечественной войны на территории района размещалась Центральная школа инструкторов снайперского дела ГУВВО НКО СССР, готовившая девушек-снайперов. Среди выпускниц школы была казашка Алия Молдагулова, в последствии - Герой Советского Союза. Память о героических днях и Великой Победе живет в названиях улиц (Снайперская, Молдагуловой), школьные музеи боевой славы ( а их в районе пять ) бережно хранят реликвии и пополняют экспозиции, привлекая в свои залы новые поколения москвичей.

В 1960 году Вешняки вошли в черту столицы, став районом массовой жилой застройки. В создании архитектурно-планировочного решения района и памятных знаков принимал участие академик Российской академии художеств В. В. Лебедев. Именно здесь впервые появились изогнутые под тупым углом и «волнообразные» жилые дома, благодаря чему стали возможны интересные объемно-пространственные композиции: дома, как заботливые ладони укрывают детские сады и школы от уличного шума и ветра, удалось сохранить многолетние деревья и зеленые лужайки.